сот. 0559 29-29-12
Китч – это опровержение всего, что было «до» и что будет «после». У этого стиля нет и не может быть ни места, ни эпохи рождения.
Он не признаёт канонов и всегда идёт своим непредсказуемым путём, не пересекающимся и не совпадающим ни с одним стилем в искусстве оформления интерьера. Китч – не протест, а просто абсолютное отрицание всех стилей, словно ни одного из них никогда не существовало.
Китч — это беспредельный полет фантазии, ориентированный исключительно на характер и темперамен¬т владельца квартиры, от его предпочтений и простого чувства меры. Впрочем, как и от его отсутствия. Никаких ориентиров, компасов, карт и маяков. Никаких авторитетов с академическими дипломами. Все правила ушли в прошлое и навсегда вычеркнуты из памяти.
Начало и всплеск “китч-интерьера” - явление сравнительно недавнее. Оно «грянуло» во второй половине ХХ века. Центральная идея китча - сплошная насмешка над традиционным развитием, сложившимися художественными вкусами и стилями, пренебрежение скрупулёзным исполнением правил и рекомендаций. Не будет преувеличением сказать, что это категорический, до основания нигилизм в архитектуре и интерьере, сводящий к нулю все прошлые достижения.
В качестве основного принципа сочетания вещей в интерьере постулируется откровенная безвкусица, а полный, сокрушительный диссонанс цветов и предметов интерьера провозглашается главной отличительной чертой китча. Чтобы приблизительно понять суть китча в интерьере, вообразите такую картину: золочёная лепнина вдоль потолочного карниза, а чуть выше – потолок – в огромных блестящих звездах и разноцветных шарах на аспидно-синем фоне; обои на стенах, причём на каждой – совершенно другие, огромная стереосистема на классическом столе эпохи французских королей, кафельные полы, дорогие дубовые двери и марокканский балдахин над железной кроватью…
«Китчевые» интерьеры как правило уверенно и стремительно входят в моду тогда, когда прежние образцы хорошего тона и вкуса начинают приедаться и рождать тоску и тошноту… при этом новая эстетика ещё не сформирована, а потребность в чётких ориентирах остра как никогда. Это время неизменно совпадает с кризисами – экономическими, социальными, военными, когда жизнь общества утрачивает стабильность и перемены неизбежны. Собственно, поэтому мода на китч довольно мимолётна.
Но всегда есть внушительное число людей, испытывающих острую потребность в вызове и отрицании. Они склонны повергать окружающих в шок, дискредитируя любые авторитеты. Это проявляется в оригинальной манере одеваться, говорить, в поступках и пристрастиях, в способах создавать окружение и обстановку.
Как правило китч вытекает из двух противоположных источников: чрезмерного богатства и пресыщенности, скатывающихся до истерики нереализованности, или, напротив, вопиющей бедности. Но какова бы ни была причина возникновения, в любом случае китч - всегда эпатаж и неординарность.
“Китч от пресыщенности” порой возникает в форме реакции архитекторов и дизайнеров на неизбежность потакания вкусам, а точнее полному отсутствию вкуса у большинства клиентов. Речь идёт о людях, которых уже не радуют обычные житейские блага - дорогие виллы, яхты и автомобили, покупка и продажа земельных участков, футбольных команд и медиахолдингов… Клиент чаще всего невежествен в технологии, не говоря о красоте и стиле, однако обладает огромными возможностями и влиянием в обществе, и нередко принуждает профессионалов к созданию ”шедевров” китча. В таком случае все попытки дизайнера убедить такого клиента в бессмысленности его пожеланий не находят никакого отклика – клиент свято верит в своею правоту, непогрешимость и оригинальный вкус.
Примером такого нередко встречающегося интерьера, где клиент, убеждённый в святости принципа “клиент всегда прав”, настаивает на воплощении в своем интерьере запечатлевшихся с детства деталей интерьера Древней Эллады. В итоге в тесных типовых квартирах вырастают псевдоантичные колонны, порталы и кариатиды, причём в самых непотребных местах – например, в узком дверном проеме.
В архитектуре характерной темой китча являются островерхие башенки загородных вилл, узкие и высокие готические бойницы, прикрытые модернистскими жалюзи и рольставнями, и как следствие - внутреннее оформление: в гигантскую «средневековую» гостиную буквально «вламывается» суперсовременный электрокамин…
Китч от бедности обладает существенно иным обликом, нежели китч от богатства.
Он имеет сильное сходство с уличным граффити. Эти китч-интерьеры изобилуют полиэтиленовыми занавесками, самопальными перегородками, «аэрозольной» живописью на стенах с резко-кислотными тонами и мебелью, собранной на свалках. Такой интерьер не столь подражателен, мани-китч, а ирония здесь напрочь перечёркнута агрессией. Здесь можно найти что угодно – указатели улиц и номера домов на стенах, совершенно никчёмные дорожные знаки, телефонные будки, парковые урны и скамейки.
В странах Запада, где утончённым и отточенным интерьером уже никого не поразить, когда-то печатались советы в журналах по дизайну интерьера - как оформить дом своими руками, сделав из него «шедевр» китч-искусства. Такая концепция “народного дизайна” базируется на том, что каждый из нас обладает толикой творческого потенциала и своеобразным восприятием красоты.
Среди подобных советов, в частности, попадались такие «перлы»: содрать обои с части стены и по трафарету закрасить промежутки. Для большей выразительности трафареты рекомендовалось почаще менять: от кружков и полосок до силуэтов зверей и птиц.
Или вот такой совет по стилизации старой мебели: чтобы осуществить рестайлинг, нужно просто-напросто кое-где содрать с нее лак и потом нанести на эти прорехи бронзовую краску!
Констатация: китч - это стиль прежде всего для тех, кому необходимо выделяться из толпы, кто желает быть «не такими, как все», кто зациклен на безграничной свободе выбора. Случается, что квар¬тиры, оформленные в стиле китч, потрясающе выглядят, и мы готовы снять шляпу перед талантом и фантазией её владельца или создателя. Но чаще – покинув такое жилище, вздыхаешь с облегчением: «С ума сойти можно!»
Грань между красотой и абсурдом чрезвычайно тонка и неосязаема – стоит помнить об этом, создавая любой интерьер.